Информационно-репутационное агентство
НОВЫЙ ПУТЬ

От редакции: Недавно в Москве состоялся очередной Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науке», который был проведён на базе известной в России организации Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи «Интеграция», возглавляемой А.С.Обручниковым. Этот конкурс посвящался двум русским педагогам К.Д.Ушинскому и А.С.Макаренко и проходил под эгидою Дня педагога и наставника. Он собрал в себе много талантливых детей и их научных руководителей-педагогов, приехавших в Москву со всей России. К конкурсу выпущен сборник тезисов работ участников, в котором со вступительной статьёй выступил наш постоянный автор, известный педагог, автор нескольких учебников для студентов и множества научных трудов  В.И.Сергеев. Ознакомившись с этим актуальным  материалом, редакция решила опубликовать статью профессора и представить её на суд своих читателей. Итак, слово В.И. Сергееву:

                                                  *     *     *

В.И.Сергеев, доктор юридических наук, профессор, действительный член Российской академии юридических наук, член Союза журналистов России, лауреат премии имени А.Л.Чижевского

Посвящается

Году педагога и наставника

Наука, практика и нравственный пример – основные  принципы великих русских педагогов

К 200-летию со дня рождения выдающегося русского

педагога, основоположника российской научной педагогики

 Констинтина Дмитриевича Ушинского

(1823-1871)

и

к 135-летию со дня рождения советского педагога и писателя 

Антона Семёновича Макаренко

(1888-1939)

«Приступая к святому делу воспитания детей,

«Приступая к святому делу воспитания детей,

мы должны глубоко сознавать, что наше

собственное воспитание было далеко не 

удовлетворительно, что результаты его

большею частью печальны и жалки и что,

во всяком случае, нам надо изыскивать

средства сделать детей наших лучше нас».

К.Д.Ушинский

«Художник, воспитай ученика,

чтоб было у кого потом учиться».

Евгений Винокуров

Приветствую участников очередного Всероссийского конкурса детей и молодёжи «Первые шаги в науке» и поздравляю с открытием настоящего мероприятия! Решением российской власти 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, а поэтому, наряду с участниками, мне хотелось бы поздравить также и всех, прибывших на конкурс, педагогов, научных руководителей и наставников конкурсантов. Я желаю вам, уважаемые коллеги, новых творческих успехов на научной ниве! В своей благородной наставнической деятельности на благо подготовки хороших учеников вы много труда вкладываете в формирование будущих представителей российской науки. Это они вскоре займут ведущие позиции  на широких и необъятных просторах знаний, статут глубокими исследования мира! Больших вам успехов в этом деле, а вашим ученикам – ярких и достойных побед!

Как указано выше, настоящий конкурс посвящается двум выдающимся российским педагогам и наставникам К.Д.Ушинскому и А.С.Макаренко. Эти личности по достоинству оценены историей и по праву вошли в список великих педагогов прошлого. Назову только некоторые имена из этого списка: Сократ, Платон, Аристотель, Т.Мор, Т.Кампанелла, Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоции, Р.Декарт, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локк, И.Гербарт, Г.Спенсер, Р.Оуэн, Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, Эн.Белл, Дж.Ланкастер, Я.Корчак, М.Монтессори, М.В.Ломоносов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Т.Щацкий, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили. К.Д.Ушинский и А.С.Макаренко – среди них. Это настоящие мыслители своего времени, педагоги, внесшие значительный вклад в развитие педагогической мысли. Русская педагогика должна гордиться этими именами и стараться всячески следовать научным открытиям своих соотечественников.  Расскажу вкратце об этих педагогах в настоящей статье.

К.Д. УШИНСКИЙ

Константин Дмитриевич родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Начальное образование он получил дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском.  По окончании гимназии поступил на юридический факультет Московского университета и в 22 года окончил его с отличием, получив кандидатскую степень по юриспруденции. Мне очень приятно писать о нём как о своём коллеге-юристе. Однако по юридической профессии Ушинский работать не пошёл. Его влекла научная и педагогическая деятельность, и он ею занялся, став сначала исполняющим обязанности профессора, а затем заведующим кафедрой законоведения, государственного права и финансов в Ярославском Демидовском лицее. И хотя руководство лицея признавало в нём талантливого педагога, его свободные, вольнолюбивые взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения у начальства. В конце-концов его признали неблагонадёжным «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея» и отстранили от должности.    

После увольнения из лицея Ушинский некоторое время зарабатывает на жизнь переводами статей, а затем начинает публиковаться в различных журналах. Его статьи печатались в самых читаемых изданиях своего времени, в том числе в «Современнике» и «Библиотеке для чтения». Хочу напомнить читателям, что литературный и общественно-политический журнал «Современник» был основан А.С.Пушкиным и представлял в то время одно из главных явлений русской литературы середины XIX века. В нём публиковались очень многие известные поэты, писатели, представители российской культуры. Ушинский начинает выступать в прессе как педагог и теоретик. С огромным успехом была встречена его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания». Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои современные и достаточно смелые идеи об образовании в России.

Со временем с помощью друзей он  устраивается на преподавательскую должность в Гатчинском сиротском институте, где читает курс по русской словесности, а затем его пригласили на должность инспектора классов в известный в столице Смольный институт благородных девиц, где Ушинский проявляет свои недюжинные новаторские способности педагога-реформатора системы образования. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей, хотя ранее находились в институте на полуказарменном положении.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными: в 1862 году по анонимному доносу Ушинского удалили из Смольного. Его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, к этому времени он был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать — Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам. 

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 147изданий. В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный им «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. А третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный анализ психологической цепочки познания: ощущение прекрасного —чувствование прекрасного — осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов. В работе учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. Он говорил: «Педагогика — это не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека».

По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышленияГолова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально — достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и надо поощрять их тягу к исследованию, учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному. 

Именно в этой связи в воспитании важен пример и самого воспитателя, особенно пример нравственный. Но будет грош-цена всей воспитательной работе на положительном и даже героическом примере, если после сказанного и преподанного такого урока воспитуемый увидит картины обратного порядка: безнравственность, ложь, двойные стандарты в оценках, худшие образцы в более лучших условиях жизни, чем образцы примерные и нравственные. Конечно, от педагога здесь мало что зависит. Но правдивое, честное и принципиальное слово педагога в таких условиях вполне способно нивелировать ситуацию и дать воспитуемому правильное объяснение. Порой нелицеприятное, но нужное и единственно правильное. Честность учителя, его принципиальность и понимание ответа на возникающие сложные вопросы самим является залогом того, что его слова не приобретут двойного толкования, не станут обманом и лицемерным уходом от необходимости объяснить реальную действительность… Он и сам был именно таким учителем. Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний, и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. Константин Дмитриевич утверждал: «воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник, воспитатель.  

Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы существуют не отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас, и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего, к себе самому. 

По Ушинскому, воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.   «У нас всё внимание, — писал Ушинский, — обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности».

Пройдёт какое-то время, и на горизонте педагогической науки появятся новые педагоги, которые воспримут идеи Ушинского в качестве руководства к действию и продолжат его дело соединения образования с практической деятельностью. Они поломают многие сложившиеся стереотипы и, вопреки устоявшемуся догматическому или отжившему мышлению ученых и корпоративному законодательству, добьются реализации новых методов и методик в образовательной практике, создадут свои школы и воспитают целые плеяды собственных учеников, не боящихся нового, стремящихся к передовому и прогрессивному в своей жизни. В последние годы жизни Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Умер Ушинский в Одессе, заболев в поездке по пути в Крым, куда он направлялся на лечение. Похоронен в городе Киеве на монастырском кладбище.

А.С.МАКАРЕНКО

А.С.Макаренко по праву можно назвать учеником Ушинского, который продолжил и развил его идеи. Более того, по данным ЮНЕСКО Макаренко вообщенаравне с Д.ДьюиГ.Кершенштейнером и М.Монтессори, отнесен к числу четырёх педагогов мира, которые определили способ педагогического мышления в XX веке.. Он родился и вырос в простой многодетной семье железнодорожного рабочего в Харьковской области. С детских лет он пристрастился к чтению книг, на приобретение которых тратил порою последние деньги. Учился он в начальном железнодорожном училище, а затем окончил четырёхкласное педагогическое училище и одногодичные педкурсы, после чего стал работать учителем в школе. И лишь только в двадцать девять лет он с отличием окончил педагогический институт в Полтаве и получил высшее образование. К этому времени он уже достаточно хорошо разбирался в жизненных проблемах и видел все их сложности и противоречия. А потому и тема его дипломной работы называлась «Кризис современной педагогики». В 1920 году Макаренко назначается заведующим колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой). Здесь он впервые применяет свой метод воспитания, так как убеждается в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени.

А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека, в том числе на основе философии, почерпнутой из произведений пролетарского писателя М. Горького, и ряда других подходов, предложил воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии имя Макаренко. В своих трудах педагог утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений. Однако система Макаренко не получила одобрения у властей и была раскритикована. Педагога ждали суровые меры, однако, как сообщается в Википедии, переход из под влияния наркомпроса в систему ВЧК спасло его.

Теперь он заведует детской трудовой коммуной для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей имени Ф.Э.Дзержинского, которая была основанная в 1927 году в посёлке Новый Харьков (сейчас это территория города — район ХТЗ). Он руководит коммуной с 20 октября 1927 до 1 июля 1935 года. «Окном в коммунизм» называл Максим Горький эту коммуну, когда побывал в ней и познакомился с опытом работы талантливого педагога-руководителя. И ещё  он дал такую оценку работе А.С.Макаренко: «…Поразительно удачный эксперимент Ваш имеет мировое значение». И эта оценка авторитетного в мире писателя действительно была подтверждена много позже решением ЮНЕСКО. О какой колонии идёт речь? О коммуне имени Ф.Э.Дзержинского, которая была задумана чекистами и открыта как своеобразный живой памятник своему руководителю. Вы спросите, а при чём здесь чекисты? Отвечу: при том, что руководитель ВЧК РСФСР Ф.Э.Дзержинский одновременно с организацией государственной безопасности в стране после революции занимался также и работой по ликвидации детской беспризорности. С которой он справился буквально за короткий срок путём создания таких вот коммун и применения опыта работы в них А.С.Макаренко.

Первоначально колония существовала на отчисления из зарплаты чекистов. Затем именно в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского под руководством А.С.Макаренко была блестяще осуществлена идея соединения обучения с производственным трудом и достигнута самоокупаемость детского учреждения. С постройкой заводов электроинструмента и фотоаппаратов коммуна не только полностью обеспечивала себя средствами, но и давала большие доходы государству. В ней был создан прекрасный воспитательный коллектив, являющийся тонким и могучим инструментом воспитания. Многие воспитанники также со временем стали педагогами, другими известными в нашей стране специалистами, учёными, орденоносцами. Примечателен такой факт, что учиться к Макаренко приезжали педагоги со всего мира. В частности, его коммуну посетило 87 делегаций из различных регионов  СССР, 37 – из Германии, 16 – из Франции, 17- из Англии, 8 — из США, а всего побывало в коммуне 214 делегаций из разных стран мира. Посещавшие колонию педагоги интересовались не только жизнью и работой бывших беспризорников и малолетних преступников, но и методами работы А.С.Макаренко, изучая его деятельность по воспитанию советского человека, человека «мировых интересов и мировых вопросов», как это он определил сам в одном из газетных интервью.

В 1930 году в коммуне был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 года — завод электроинструментов, затем — завод плёночных фотоаппаратов, где производились известные в то время марки ФЭД. С 1933 года коммуна первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение. С 1934 года при содействии Макаренко здесь заработала средняя школа. В коммуне получили дальнейшее развитие воспитательно-педагогический опыт Колонии имени Максима Горького и описанные выше идеи педагога о соединения обучения с производительным производственным трудом. В этой колонииМакаренко«отточил» теорию и проверил экспериментальновсю свою педагогическую науку, касающуюся «трех китов» его воспитательной системы: личность, коллектив, труд. Как справедливо отмечали его последователи и ученики, эти идеи явились важнейшим резервом всей советской школы, которую мы ныне безвозвратно утратили, но которой не перестаём гордиться в наши смутные буржуазные времена.

Хочется обратить внимание читателей и на такой существенный момент. Воспитывая человека коммунистического труда, Макаренко никогда не выдвигал к воспитанникам громких и высокопафосных требований от них патриотизма и других ему подобных абстакций. Он считал, что любовь к Родине необходимо не воспитывать, а прививать собственным примером педагогов, старших, руководителей и т.д. Положительный пример старшего является для ребенка наилучшим методом привития тех или иных качеств, в том числе и любви к Родине. Как, впрочем, отрицательным примером тоже можно воздействовать на человека. Только в другом направлении. Воспитывать же требуется в человеке высокие чувства гражданственности, его высокую ответственность перед коллективом и обществом. Вот здесь действительно должен применяться весь спектр воспитательных приёмов и методик. Очень актуальное и для нынешнего времени замечание.

«Считая воспитание гражданина основой для формирования целостной личности будущего человека социалистического типа, А.С.Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего это должен быть квалифицированный труженик, политически и экономически образованный, имеющий высокую общую культуру и полное среднее образование, ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперёд, верящий в светлое будущее своей страны. Конкретный опыт А.С.Макаренко подтвердил эти его мысли и идеи. Именно такими людьми и стали воспитанники А.С.Макаренко» (См. Р.М.Бескина и М.Д.Виноградова. Статья «Проблемы воспитания гражданина в педагогическом наследии А.С.Макаренко и их значение для современной теории и практики воспитания» в книге «А.С.Макаренко. Проблемы воспитания». Серия «Педагогические раздумья». М.: «Просвещение». 1988. – с. 8-9). Читая эти строки, одна из авторов которых как раз и была воспитанницей А.С.Макаренко (Р.М.Бескина), задумываешься, как на их фоне нелепо и несуразно выглядят установки нынешних академиков и вершителей «образованческих идей» о воспитании «грамотного потребителя или вообще о том, что современного человека не надо воспитывать и образовывать, иначе он «выйдет из-под управленческих вожжей». Ужас, но это так в нашей капиталистической действительности и есть.

 Первостепенное значение А.С.Макаренко уделял не только воспитанию гражданственности, трудолюбию, социальной ответственности, дисциплинированности, умению работать в коллективе и техническому профессионализму. Параллельно со всей этой работой шло воспитание высокой общей культуры у воспитанников, привитию любви к книге, к искусству, вообще к разносторонней образованности. Воспитанники коммуны отличались в этих вопросах значительно по сравнению с другими категориями молодёжи тех лет. Вот такая это была коммуна.

В 1935 году А.С.Макаренко покидает её в связи с переводом в чиновничьи структуры в гор. Киев. Однако там он не находит себя и вскоре переводится в Москву, поменяв сферу деятельности на научную и писательскую. Ныне всему миру известны его «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», ФД-1, Книга для родителей, Марш 30 года. Им написаны повести, рассказы, пьесы, киносценарии. В последующие годы издан 8-ми- томник его педагогических произведений, много раз издавались его избранные труды. О творчестве, а точнее, о книгах А.С.Макаренко однажды очень образно выразился известный немецкий общественный деятель Вилли Бредель. Он сказал: «Книги Макаренко… многим раскрыли душу для восприятия благородных идей социализма». Действительно, души в книгах Макаренко много. Да по сути дела, они все душевные и глубоко интеллектуальные одновременно. Впереди писателя Макаренко ждала новая и тоже плодотворная жизнь и стезя. Но она оборвалась внезапно и скоропостижно. Он умер от разрыва сердца, по пути в писательский пансионат под Москвой (станция Голицыно).

Несколько авторских отступлений

Автор настоящей статьи – педагог с более чем четвертьвековым стажем. Но к воспитательному процессу я имею отношение вообще в течение всей своей трудовой деятельности, ибо работа с подчинёнными, это тоже в какой-то степени педагогика. Хотя К.Д.Ушинский так и не считал. Так вот, сейчас, заканчивая настоящее своё короткое повествование о двух замечательных российских педагогах, мне захотелось «разбавить» сухое научное изложение некоторыми собственными воспоминаниями, поделиться с читателями оценками и мыслями, возникшими в связи с написанным выше.  

Например, говоря об Ушинском, мне вспомнилось, как в моём далеком детстве, роясь в бабушкином чулане в маленьком закутке её ветхой хибарки, где-то среди старых газет, брошюр и книг, хранившихся там, я однажды обнаружил какое-то издание с  «Родным словом» Ушинского. Потрёпанная, без обложки, с жёлтыми выгоревшими на солнце страницами книжка была настолько содержательной и интересной, что я очень и очень долго не расставался с нею, сначала читал по слогам, а потом перечитывал, когда уже лучше овладел навыками чтения. Мне нравились интересные рассказы и сказки, опубликованные в книжке, именно тогда я полюбил и стихи, взятые из неё же. Вот такая это была книжка, оказавшая на мой детский ум неизгладимое впечатление. Да, думаю, и не только на мой. Как жаль, что ныне всё меньше и меньше молодёжи тянется к книге, разучилась читать и любить книгу. К сожалению, это заметно сказалось на уровне общей культуры людей, их разностороннем кругозоре, когнитивных способностях.

Вспомнился и разговор с одним из больших энтузиастов педагогической науки, учёным в области авиации и космонавтики А.Н.Масловым. Вспомнился именно в связи с упоминанием мною в настоящей статье учебника К.Д.Ушинского «Первые уроки логики». Прошли ныне те времена, когда логику изучали в школе, когда детей учили логически мыслить, вести умные, интеллектуальные дискуссии, правильно спорить, соотносить выводы с посылками и т.д. Ныне канули в Лету те благословенные времена русской педагогики, когда логика занимала своё достойное место среди учебных предметов, её не учат теперь даже в институтах, академиях и университетах. Так вот, Александр Николаевич Маслов уже сколько лет безуспешно бьётся во все двери чиновничьих структур, добиваясь возрождения этой учебной дисциплины среди детей. Он даже издал свой довольно интересный учебник по логике, назвав его «Логика для детей и взрослых». Он даже обозначил цель этого издания: компенсировать пробел в школьном образовании и побудить интерес к получению знаний, направленных на созидание и творческую деятельность. В этой книжке даются основы классической логики (являющейся базой для математики и информатики), а также основы динамической логики для описания реального мира и понимания обычных речевых оборотов. Много ещё чего интересного в ней, чего ныне вообще и в помине нет в российском образовании.

К сожалению, приходится констатировать, что нынешняя педагогическая наука стала напрочь обходиться и без идей А.С.Макаренко, забыли великого педагога XX века. Совершенно недавно состоялась у меня одна дискуссия с педагогом, как говорится, новой волны, который сам имеет пятерых собственных детей и достаточно содержательно воспитывает их. Но вот его обращение к Белл-Ланкастерской системе (взаимного обучения) меня обратило в полное недоумение: неужели эта система  превосходит систему А.С.Макаренко, спросил я этого педагога? И получил обескураживающий ответ: Белл-Ланкастерская система более современна и эффективнее, чем у А.С.Макаренко. Да и ему, дескать, система Макаренко не очень знакома, а Белл-Ланкастерскую ныне изучают в университете, а потому ею и пользуются. Не хотелось бы поучать коллегу, воспримет ведь моё замечание с обидою, но сделать это всё же придётся.

Дело в том, что Белл-Ланкастерская система взаимного обучения и система А.С.Макаренко вообще не сравнимые величины. Они не совместимы ни по техническим параметрам, ни по нравственному содержанию. Первая относится к сфере обучения, а вторая – к сфере воспитания. Первая система основана на механическом «натаскивании» детей в привитии им тех или иных навыков, вторая – на комплексном подходе: учитель одновременно с навыками прививает ребенку множество параллельных качеств (как говорилось выше, трудолюбие, ответственность, коллективизм, гражданственность и т.д.). Первая система основана на участии в процессе обучения наиболее толковых помощников педагога — учеников, первыми схватывающих уроки учителя, их ещё называют мониторами. Самые опытные и наиболее надёжные из них назначаются старшими помощниками учителя и надзирают над младшими. Обучение проходит в точно определённые сроки и в строгой последовательности. При помощи строго проводимой системы наград и наказаний, отчасти телесных, отчасти затрагивающих в ученике чувство чести, в массе детей поддерживается надлежащая дисциплина. Как пишется в литературе, эта форма обучения применялась для таких учебных дисциплин, как чтение, письмо, арифметика, в прошлые времена сюда добавлялся Закон Божий. Вторая же система, система А.С.Макаренко основана не на механическом  натаскивании ученика в приобретении им знаний и навыков, а на сознательном отношении к учёбе, к результатам своего труда, к общим коллективным успехам и достижениям.

Как читатель увидит, ничего и близкого здесь в Белл-Ланкастерской системе нет с вопросами воспитания. А система А.С.Макаренко – это только воспитание, при том несущее в себе исключительно позитивное начало, опирающееся на высокие стандарты нравственности, гуманизма, педагогической науки и практики. Что касается меня, то я категорический противник Белл-Ланкастерской системы взаимного обучения. Прослужив в армии почти 30 лет, поработав в должностях и военного следователя, и военного прокурора, я на собственном опыте разобрался и понял, откуда растут ноги неуставных отношений в войсках, что является истоком тяжких преступлений против личности, жестокого обращения с подчинёнными. Это – всё оттуда же, от Ланкастерской системы, насаждаемой многими офицерами среди своих подчинённых. Перекладывая дело воспитания бойцов на младший командный состав и наиболее шустрых старослужащих, в частях создаётся нездоровый климат, в воинских коллективах наступает разобщение. При такой системе помощники офицеров становятся не просто мониторами в казарме, а настоящими деспотами и бандитами. Подобная система была широко распространена в царской армии, во многих учебных заведениях (см., например, роман Николая Помяловского «Очерки бурсы». Она же использовалась в европейских и американских школах. Чтобы не особо ударяться в эту часть педагогики, я бы порекомендовал читателям прочитать известный и в России роман английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух», с натуралистической правдоподобностью рисующий образ западной педагогики в одном из привилегированных кадетских корпусов.

В этой книге описывается история благовоспитанных мальчиков, внезапно (из-за аварии самолёта) оказавшихся без присмотра взрослых на одном из необитаемых коралловых островов. Этот роман Голдинг написал под впечатлением от того, что он пережил. Он преподавал английский язык и философию, когда началась Вторая мировая война, и в 1941 году он ушел служить на флот. Ему было 30 лет. На войне, столкнувшись с жестокостью людей, он понял, насколько темна человеческая душа. А когда он вернулся в Англию в 1945 году, началась Холодная война, где возникла угроза ядерного уничтожения. И Голдинг понял, что в своей звериной ярости и жажде власти люди не остановятся ни перед чем, они способны уничтожить даже мир, в котором живут, даже друг друга. И вот в вымышленном им маленьком детском коллективе, воспитанном на дисциплине, муштре и в полном духовном холоде, бесчувствии и равнодушии ко всему человеческому, происходят страшные вещи, психологическая драма и душевный излом молодых людей, натасканных на владении многими боевыми навыками, но лишённых любви и милосердия. А ведь именно по такому вот пути стараются пустить и нашу нынешнюю педагогику, а она уже столько лет безуспешно, но стойко и усиленно сопротивляется.

Хочу вернуться ещё к одному воспоминанию. В 60-х годах прошлого века после окончания средней школы я поступил в элитное военное авиационное училище в городе Харькове и частенько в увольнительных наведывался в гости к своим любимым учителям Егоровым Алексею Никифоровичу и Зинаиде Фёдоровне. Это были педагоги от Бога,  новаторы, отдававшие всего себя делу воспитания порядочных и грамотных граждан нашего отечества. Макаренко у них был самым любимым учителем, в котором они видели образец и для собственной педагогической деятельности. Но к тому времени его уже не было в живых, и Зинаида Фёдоровна каким-то образом установила дружеские контакты с учеником Макаренко Калабалиным Семёном Афанасьевичем, одним из героев «Педагогической поэмы», выведенным автором под фамилией Семёна Карабанова. Она приглашала его неоднократно в свою школу выступить перед учениками, нередко чаёвничала вместе со всей своей большой семьёй с Калабалиным и очень мечтала познакомить меня с Семёном Афанасьевичем. И вот однажды я тоже встретился с этим прекрасным человеком. Он оказался участником Великой Отечественной войны, разведчиком, майором в отставке. В то время он, как и его учитель, тоже работал по педагогической специальности то ли в Харькове, то ли где-то поблизости.

Эта встреча мне и запомнилась, и произвела очень глубокое впечатление. Мы говорили тогда о декабристах, темой которых я увлекался ещё со школьных лет, много о них читал, с отцом бывал на экскурсиях в сибирских городах и посёлках, где существовали их музеи. Из книг мне было известно, что декабристы в Сибири открыли много школ, популяризировали среди простого народа знания, учили их детей. В том числе применялся ими и метод взаимного обучения, очень популярный в то время в Европе и Америке.  И вот тогда, прекраснейший педагог Калабалин просветил меня, очень доходчиво и очень популярно объяснив, что применяли декабристы этот метод, потому что не было еще в России ни теории Ушинского, ни метода Макаренко. Он сказал, что, несомненно, будь в то время российская педагогика вооружена собственной теорией, никогда бы декабристы не обратились к такому сомнительному опыту.  Этот случай мне вспомнился в связи с тем, что ныне российская власть шарахается из стороны в сторону, перенимая всё западное, отжившее, не получившее признания в педагогической практике.

Заключение

Заканчивая, хочу отметить, что идеи Ушинского и Макаренко оказали огромное влияние, прежде всего на советскую педагогическую школу, которая была признана лучшей в мире. Без их трудов не было бы советской педагогики, высшей и средней школ, культурной революции, не было бы  гениальных открытий психолога Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, Сухомлинского, эффективных развивающих систем ЗанковаЭльконина и Давыдова и других хороших и действенных программ. Именно благодаря Ушинскому, Макаренко и другим педагогам, заложившим фундамент в образовательную политику, советские педагоги в своё время достигли  небывалых высот и в воспитании нового гражданина страны. Гражданина, построившего социализм в окружении враждебных и противодействующих сил капиталистического мира, выигравшего кровопролитную Великую Отечественную войну 1941-1945 гг, создавшего новые отрасли производства, построившего мощнейшую производственную и культурную базу, города школы, больницы, курорты. Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским и Макаренко, по-прежнему актуальны. Однако, несмотря на то, что российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, наши учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов, для вас, уважаемые участники Всероссийского конкурса, сегодня открыты все возможности и двери, чтобы творить, выдумывать, созидать новое и умело опираться на уже имеющийся прогрессивный опыт во многих сферах жизни, в том числе и в педагогике. Успехов вам на этом поприще!

                                                   _________________

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

admin

1
Комментарии: 0Публикации: 28Регистрация: 22-05-2020

от admin

Авторизация
*
*